"Такой загадочный Водолей" Лидия Волкова Журнал "НАУКА И РЕЛИГИЯ" № 9 1992

            Участники конференции «Парапсихология и медицина» разглядывали в фойе полотна Натальи Баженовой. Одна издали «щупали» картины ладонями, в руках у других вертелись рамки, которыми замеряют биополя.

            Мне объяснили, что в этих картинах заметна магическая сила: затягивающий фон, силовые линии, ломка пространства, внутренняя напряженность образов. Кто-то из зрителей сказал, что такое восприятие мира характерно для людей с сильно выраженным Ураном. Через всю афишу броский шрифт: «Время Водолея – мифы и современность».

        Портрет помог узнать в толпе Наташу. Она действительно оказалась Водолеем, и, может, поэтому ее творческая направленность связана с проникновением в загадки окружающего мира? Она уверена, что живопись – это окно, дверь в далекие, а может, и недалекие, но пока недостижимые миры, о существовании которых мы можем догадываться лишь благодаря мифам и легендам. Но возможно ли это? Наташа полагает, что бессмысленно работать над задачей, у которой заведомо есть решение. Так как же мыслит художник-Водолей, вступающий в новую эпоху – Эру Водолея?

 

* * *

            - Наташа, по статистике выходит, что большинство талантливых людей родились под зимними созвездиями. Не потому ли  и  вы родились художником?

             

            - Я им не родилась, я им стала.  Заканчивала  музыкальную  школу, пробовала себя в режиссуре, хотела заниматься литературой. Может, поэтому мои картины возникают через музыку, звучащую во мне, через ритм движения руки. Вот пишешь портрет, неспешно разговаривая, а руки сами смешивают краски, переносят на холст. И вдруг – смотрят на тебя глаза, круглится щека. И ты уже осторожно, как по живому прикасаешься кисточкой, пока не доведешь работу до конца. Конечно, нужны профессиональные наработки.  Но все же трудно привыкнуть к появлению образа на холсте. Волшебство какое-то!

             

                - Значит, вы работаете без предварительных эскизов?

            

              - Когда я училась в институте на художественно-графическом отделении, мы работали по предварительным эскизам. У многих эскизы выходили живее, интереснее, нежели законченная картина. Теперь я понимаю, почему. В эскиз вкладываешь все свои эмоции, свежие силы, непосредственный взгляд. А сама картина становится чем-то вторичным, плодом скучной обязанности.

          

               - Астрологи считают, что в созвездии Водолея есть особый градус: человек, рожденный под ним, испытывает все взлеты и падения, схожие с ситуацией, происходящей в стране.

             

             - У меня такое ощущение, что жизнь моя пульсирует в ритме страны. Как только начались предобразования в стране, моя жизнь резко изменилась. Сначала был Арбат как предтеча новой жизни, новых возможностей. Я сидела, обдуваемая всеми ветрами, на Арбате и по десять часов писала портреты. Вряд ли выдержала бы этот поток, если не попыталась бы решить творческую задачу, которую назвала потом «портретотерапия».

То, что портрет может действовать на человека, я открыла давно. Вот, например, человек робкий, неуверенный в себе, заказал портрет. В разговоре я случайно узнала, что он работает взрывником, прорубает тоннели. Написала портрет – мужественный, со смелым открытым взглядом. Я увидела его с другой стороны и увидела то, что в нем было глубоко спрятано.

           Когда мы снова встретились, я увидела другого человека – того, что с портрета. И он рассказал мне, что как бы вжился в портрет, обрел его силу.  

             

               - А может, в него вселилась часть вашей силы?

          

           - Ну, портрет – это обязательно и автопортрет. Словно наш общий ребенок. Работая над портретами, я подчеркивала не те черты характера, которые бросаются в глаза сразу и всем, а глубоко спрятанные. Слишком активного и резкого человека я «расслабляла». Мне в этом очень помогали знания по астрологии. Портрет очень влияет на человека. Вы помните «Портрет Дориана Грея»? Но там образ брал на себя грехи своего двойника, а мне бы хотелось, чтобы мои портреты очищали человека.

        

        - Известно, что Водолей – самый дружелюбный знак. Но, несмотря на широкий круг знакомых, у него идет разделение на своих и чужих. Есть у него группа друзей, где он может быть предельно открыт?

           

            - У меня Солнце и Венера в одном градусе. Это означает, что моя сущность проявляется через любовь и искусство. Поэтому для меня необходимо, чтобы человек, которого я люблю, взялся за кисть.  И  мои друзья начинают писать.  

          Однажды  мои знакомые, люди самых разных профессий, поехали на Волгу под Старицу. Мы с помощью  различных  психотехник пытались выявить свом проблемы через образы, через цвет. Занятия были столь интересными, что мы решили время от времени встречаться, продолжая  эксперимент. На одном из таких занятий мы попробовали выразить в живописной манере пять чувств.  Мы проговаривали свои самые яркие переживания, пока не находили ключевые слова. Например, обсуждая, что такое запах в наших эмоциях, мы решили, что это память. Будь то запах смолы, земли или мимолетный запах духов – сразу вспыхивали забытые лица, ситуации, переживания. А потом мы взяли кисти и  продолжили разговор на холсте.

            Это была непростая работа. Чем больше было в человеке индивидуального, тем сложнее встраивался  он в группу. Когда идет совместный процесс творчества, это очень заметно: один старается перекрыть другим цветом не понравившееся ему пятно, в сущности, чужие эмоции, другой, не желая поддержать общую гармонию, разрушает одной линией какие-то общие находки. Такая картина для нас – это победа над собой. Так мы выставились впервые, назвав нашу группу  именем «Сфинкс»»

              

               - Почему такое название?

            

              - Сфинкс и человек – два загадочных существа. Сфинкс загадал Эдипу загадку. Эдип, казалось бы, решил ее. Но это не так. Он прожил жизнь, полную трагизма. В простом ответе на вопрос загадка  Сфинкса не исчерпывалась, ее нельзя разгадать, ее можно только пережить.

         Основные контуры тайн нашей жизни не всегда видны, однако при предъявлении они  узнаваемы всеми по особому душевному отклику. Мы хотим показать узловые моменты   в жизни человека, не явленные открыто, визуализировать абстрактные понятия в конкретных формах. Лучшее средство для этого – живопись.   

 

 

"Я пишу свою жизнь, как картину" Ольга Шустова Журнал "Здоровье" № 1 1995

            Она - художник. Известный. Лауреат ежегодного всероссийского конкурса "Золотая кисть" и множества других конкурсов. Международные аукционы, персональные выставки... Ее картинами восхищались в Германии, США, Франции, Греции... Многие свои работы художник видит теперь лишь на открытках и слайдах, холсты "осели" в музеях, галереях, частных коллекциях более чем 30 стран мира. Что наполняет смыслом и светом ее жизнь?! Дети, галерея с загадочным названием "Аквариус", семья, немаленькая, крепкая: с родителями и семьей брата живет одним общим домом, чем очень счастлива; никто - не в обузу, друг за дружку - горой. Согласитесь, большая по нашим временам редкость. Наконец, живопись, - часть ее такой разной жизни, то красочной, карнавальной, то сдержанной, строгой.Давайте поговорим о живописи и о жизни. О художнике Н. Баженовой от общего знакомого была наслышана как об очень интеллигентном, искреннем и интересном человеке. Мой вопрос об отчестве Натальи его озадачил: "Она просто Наташа, и не тушуйся: когда ты придешь к ней, тебе покажется, что ты в ее доме не первый раз, минут через пять перейдешь с ней на "ты", а еще через десять будешь думать, что знала ее всю жизнь. Такой уж она человек. С ней можно поговорить обо всем. Кстати, помимо художественного образования, у нее есть еще музыкальное, режиссерское, она всерьез увлекается философией, астрологией, психологией, литературой". Правда, о семи годах музыкальной школы Наташа вспоминает не особенно охотно: не повезло с педагогом. Но музыка...

 

* * *

     - Мои картины возникают именно через музыку, звучащую во мне, через особый ритм движения руки, каждый раз разный. К тому же я усвоила, как не надо учить детей. И поняла, как надо.

 

     - Как же?

 

     - Только через любовь и интерес, предоставляя им множество возможностей. Пусть все перепробуют и выберут свое. Вот огромный лес, ребенок входит в него и идет по тропинке, Бог знает, почему облюбованной им. Все, что нужно для начала, - пойти с ним рядом. Потом, если ребенок тебе доверится, ты сможешь пригласить его пойти за тобой. Я шестнадцать лет преподавала в детской изостудии. Занималась и с четырехлетними малышами и шестнадцатилетними ребятами. Научить рисовать, дать в руки инструмент, с помощью которого можно творить, можно без муштры и занудства, хотя это и потребует больше времени, сил, терпения и такта. Пусть девочки рисуют принцесс, мальчики - машинки, а не только скучные натюрморты. Живопись, творчество может начаться и с таких рисунков. А главное, у детей на всю жизнь останется любовь и интерес ко всему окружающему, желание заниматься самопознанием и самотворчеством, они не устанут задавать себе вопросы: кто я, откуда пришел и зачем, каково мое предназначение, что я могу сделать для других?

 

     - Наташа, не слишком ли это мудрено? Кто захочет в наше время мучиться "проклятыми" вопросами? Кому страшно, кому некогда, кому лень.

 

     - Когда говорят, что русский человек ленив и нелюбопытен, это сплошная ерунда. Мне посчастливилось поездить по свету с моими картинами и я могу сказать, что нигде, на мой взгляд, так широко не увлекаются всем на свете, включая и философию, как у нас. Это основное наше отличие. На Западе же все слишком рационально. Большинство людей находятся в узких рамках. Редко, например, кто из бизнесменов будет заниматься чем-то неконструктивным для себя, - созиданию, в нем трудно дышать, думать, свободно двигаться. Жизнь постоянно подтверждает это.

 

     На конференции "Парапсихология и медицина" люди с экстрасенсорными способностями, парапсихологи, толпились в фойе у картин Н. Баженовой. Кто особыми рамками, кто просто ладонями замеряли биополя, исходящие от полотен. Они были единодушны: есть в ее картинах некая магическая сила, внутренняя напряженность образов, затягивающий цвет, ломка пространства... Наташа с ними не спорит. Но у нее свое мнение: все дело в том, что творчество оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем мы полагаем. Живопись, вообще искусство имеют непосредственное отношение к душевному состоянию человека, а, следовательно, к его психическому, духовному, в конечном счете, и к физическому здоровью.

 

      - Неужели живопись так много может значить в нашей жизни?

 

     - Любой художник подтвердит, что творчество способно изменить жизнь человека, оно ведет по жизни, диктует свои законы, помогает творить самого себя. В последнее время я постоянно ловлю себя на мысли, что пишу свою жизнь как картину. Я нашла в профессии идеальное средство для решения своих проблем. Если всерьез, безраздельно отдаешь себя искусству, начинаешь видеть по-другому, совершенствуются чувства, появляется ощущение гармонии.

 

     - Почему это происходит? Как можно перенести, переложить законы творчества на суровые законы жизни?

 

     - Для начала хочу напомнить иной известный закон, древний, магический: то, что наверху, подобно тому, что внизу. Живопись, как и любое творчество, - это модель жизни. Художник, приступая к картине, создает, определяет композицию будущего рисунка, компонует части целого, определяет первый и второй планы, задает ритм. По этим же правилам ты можешь построить какой-то кусок жизни. Сначала нужно создать определенное настроение, отрешиться от всего, как бы посмотреть внутрь самого себя. Понять, что на данный момент является для тебя самым важным, мучит, заботит, какая жизненная задача, ситуация требует немедленного решения, и (это очень важно!) представить себе, какого результата ты хочешь добиться, к какой цели стремишься? Ты словно притягиваешь главное и отпускаешь второстепенное. Затем определяешь ритм событий своей жизни.

 

      - Наташа, ты еще ничего не сказала о колорите...

 

   - Художник знает: любая конструкция будет суха без эмоциональной окраски. В живописи все цвета (от звонких, насыщенных, ярких, будоражащих до сдержанных, строгих, спокойных, монохромных, их тончайших переливов, нежнейших серебристо-жемчужных оттенков), их сочетания, соотношение - колорит, играют огромную роль, воздействуя на подсознание. Так же и в жизни. Без эмоций, чувств, душевных переживаний любое событие будет мертво. Законы искусства, примененные к жизни, дают нам чудесную возможность уловить, прочувствовать, когда стоит проявить всю свою силу и страсть, а в какой момент быть сдержанным, ювелирно точным в поведении, поступках, словах. И, наконец, как последний мазок, блик, штрих художника, который, словно капля волшебной воды,оживляет, казалось бы, законченную, завершенную картину, так и верно взятый тон, улыбка, выразительные жест, взгляд придают завершенность делу, беседе, логически скрепляют события, создают настроение.

 

     - Поразительно, как правила мировой гармонии, познанные человеком благодаря живописи, другому виду искусства, прекрасно подходят к нашей повседневной жизни!

 

     - Интересно, что многие из нас живут именно по этим законам. Но спонтанно. Только осознав их, можно сделать свою жизнь более гармоничной, осмысленной и красивой.

 

     - Но Веронезе сказал, что заниматься живописью, не имея врожденного таланта, - то же, что бросать себя в волны. Что же делать тому, у кого нет способностей?

 

     - На мой взгляд, это распространенный миф, легенда о богоизбранности профессии художника. Способности к живописи есть у всех, я в этом убеждена. Ведь никто не спрашивает, есть ли у ребенка склонность, талант к счету, письму, чтению, всех детей просто обучают этим премудростям с первого класса. Не все становятся математиками или писателями, актерами. Это и не нужно. Истинных художников действительно считанные единицы. Но научиться рисовать, познать законы живописи в состоянии каждый человек. А если он не захочет освоить это ремесло или не сумеет преодолеть внутренний барьер, сможет стать профессиональным зрителем. Позволь, я задам вопрос тебе. Для чего люди ходят на выставки?

 

      - Обычно мы идем на вернисаж или в галерею для того, чтобы отдохнуть, расслабиться, развлечься. В определенных обстоятельствах, когда наступает черная полоса, выпадает слишком много работы, это необходимо. Не спеша, но и не особенно задерживаясь, переходишь от одной картины к другой, и исчезают внутренняя напряженность, усталость, тревожные мысли.

 

     - Это лишь один пример того, как может повлиять на человека искусство, живопись. Своих учеников я призывала "входить" в картину, "растворяться" в ней, и, возвращаясь в реальность, к себе, не только наслаждаться, но и работать до седьмого пота.

 

     - Так и поступают профессиональные зрители?

 

     - Да! Они мысленно пропускают через свое сознание каждый холст, "вживаются" в картину, "проживают" ее, а покидая мир реальных грез, анализируют, проверяют алгеброй гармонию.От полотен некоторых художников исходит такая сила, такая энергия! Они способны поддержать в тяжелых жизненных обстоятельствах слабых, неуверенных в себе.Другие картины помогают раскрепоститься, отключиться, расправить складки души, то, о чем ты говорила раньше.Конечно, человек создает искусство, но и искусство создает людей, понимающих его, способных находить красоту во всем и наслаждаться ею.

 

     - Наташа, мне кажется, к тому, чтобы стать профессиональным зрителем, у человека нет никаких препятствий. Было бы желание да любящий учитель. Это верно?

 

     - Конечно! Профессиональным зрителем может быть человек любого возраста, любой профессии. Самая гениальная, на мой взгляд, профессия - человек. Осваивая ее, становишься подлинным художником, номером 1 во всяком деле, узнаешь, для чего пришел в этот мир, обретаешь внутреннюю целостность и гармонию: духовную, душевную, физическую, чувствуешь пространство, тебе отпущенное. Если ощущаешь, что его много, можешь вовлечь, впустить в него больше людей. Как Пикассо. Образно говоря, он распахивал дверь, за которой открывался целый мир, новый, огромный, потрясающий. За ним лавой устремлялись художники, находили свои ниши, уголки в этом пространстве, а ему уже становилось не интересно там, и он открывал новую дверь. И все повторялось сначала. Дали, тот наоборот, построил свой узкий коридор и прошел по нему. Теперь кто бы ни вступил на эту дорогу, неизменно заходит в тупик: Дали уже так делал. Он был единственным в своем роде, сумевшим из своей болезни создать произведение искусства. Мне лично ближе Пикассо - "открыватель дверей".

 

     - Наташа, ты упомянула о своих пристрастиях. Тебе, наверное, часто приходилось на вернисажах - видеть недоумение на лицах зрителей. Кто-то у картин примитивистов пренебрежительно пожимает плечами: "Я тоже так могу намалевать". Кто-то искренне считает себя обманутым, одураченным, глядя на "Черный квадрат" Малевича. Как человеку, который сам себя не знает, отличить подлинное от подделки? Как разобраться, какое направление живописи, творчество какого художника пойдут на благо ему, его духовному здоровью?

 

     - Нужно изучать, чувствовать себя. Не быть предвзятым. Необходимо много видеть, всем интересоваться, во всем себя пробовать. Ставить перед собой задачи, казалось бы не имеющие решения. Как говорил Эйнштейн: "Если мы не можем решить задачу, то давайте хотя бы хорошенько над ней поработаем". Поначалу может быть только один критерий: нравится или не нравится то или иное произведение искусства, тянет тебя к нему или нет. Придется положиться на свои чувства, интуицию. С опытом и практикой придут знания, появится возможность тоньше и глубже ощущать. И если работа вашей души - ваше творчество, будут достаточно серьезны, то жизнь действительно сможет измениться. Именно благодаря творческому опыту человек-художник чаще делает правильный выбор в сложных и простых ситуациях, смотрит свежим, "детским" взглядом, находит новые пути решения проблем. А главное, сохраняет ощущение тайны жизни.

 

* * *

               И еще, мне кажется, важно напомнить читателям: как не может быть одного лекарства для всех, так не может быть единого пути. Стимулом к самопознанию и духовному развитию наравне с живописью может стать музыка, природа, работа, любимый человек. Но пусть первым, пробным шагом для вас все же будет живопись. Например, живопись Натальи Баженовой. Наслаждайтесь, размышляйте, ищите себя. Постоянно быть в поиске, в движении нелегко, но успокоенность, равнодушие способны сделать жизнь бессмысленной.

 

"Я тебя рисую" Ольга Шустова  Журнал "Здоровье" № 4 1995

            На самом деле она мало кого и помнит. Их были сотни. Но в тот момент, когда художник Наталья Баженова сидела напротив, смотрела прямо в глаза, каждый был окутан облаком ее приязни и обожания. Состояние восторженности и любви она сохраняла в себе на протяжении всего времени, что рисовала человека. Даже крапинка на его зрачке доставляла ей удовольствие, казалась совершенством. Точно добрая фея из сказки, Наташа делала бесценный, поистине царский подарок: не просто портрет – новое состояние, иногда новый характер, подчас неожиданный, счастливый поворот судьбы. Кисти даровитого художника, настоящего профессионала подвластно все. Но, наверное, всегда есть нечто, что привлекает больше всего, само просится на полотно. Когда Наташа Баженова вдруг, случайно начала рисовать портреты одноклассников, литературных героев в обыкновенной школьной тетрадке, она сразу поняла, почувствовала: «Это мое».

* * *

       - Наташа, говорят, что на звездное небо и человеческое лицо невозможно наглядеться: каждый раз найдешь что-то неизвестное и новое в уже, казалось бы, знакомом. Лицо сравнивают с цветком на стебле, который и есть человек. Выражение его постоянно меняется. Как же тебе удается всего за час-другой проникнуть в эту изменчивую, может быть, тщательно скрываемую не только от других, но и от самого себя человеческую сущность, в потаенный, сокровенный мир, разгадать его секреты и перенести свое открытие на холст?

      - Познание человека происходит интуитивно. Возникает какая-то душевная вибрация, наступает невероятное сближение, даже единение с ним. Я постоянно смотрю в глаза своей модели. Не только для того, чтобы, по правилам живописи, портрет «смотрел» на зрителя. Глядя в глаза человеку, я настраиваюсь на его волну. Буквально улетаю в его пространство. Останавливается время, теряется ощущение реальности. Сначала, когда я только начинала рисовать, мне мешала моя неумелость. Ведь важно не только состояние восторженности, но и линия, цвет, колорит, - техника. Ее отсутствие и не давало мне пробиться к человеку. Только когда я сделала сотни и сотни портретов, я перестала думать о технике. Теперь рука идет сама, подчиняется особой логике. Просто садишься перед человеком, водишь кисточкой, разговариваешь (мне очень важно слышать голос), открываешь его индивидуальность, видишь его сияние - чем оно сильнее, ярче, тем сильнее и ярче может быть портрет.

       - Но, как говорят художники, модели трудно бывает высидеть неподвижно несколько часов, оставаясь естественной и раскованной?

       - Человеку, которого я рисую, не надо напрягаться, сидеть истуканом. Между нами идет неспешная, приятная беседа за чаем или кофе. Я создаю для него максимум комфорта, делаю все, чтобы он забыл, что я его рисую. Вот тогда-то и можно найти в человеке скрытые, но способные возвысить его черты, которые он никогда не проявлял. Для меня это самое важное. В этом моя задача.

        - Случается, что контакта, единения между тобой и моделью не возникает?

       - Редко, но бывает: между нами встает стена. Если мне самой очень хочется нарисовать портрет этого человека, я предпринимаю все, чтобы пробиться сквозь эту стену. Нет, я не разрушаю ее, а делаю на время прозрачной. Может, читатели и не поверят, но в такие моменты включается ясновидение, словно открывается «третий глаз». Помогает и знание астрологии. Когда я активно ею занималась, буквально считывала судьбу и характер человека.

       - Тебе встречались люди, которых не хотелось рисовать?

       - Такого я что-то не припомню. Мне человек в принципе интересен. Я рисую личность и всегда доделываю ее, додумываю, я как бы развертываю жизнь этого человека. На портрете - идеал, будущее.

    - Портрет Дориана Грея брал все недостатки, грехи на себя. У тебя наоборот. Человек, нарисованный тобой, совершенен, у него нет комплексов, отравляющих жизнь, в нем собрано, выявлено все хорошее, благородное. Почему ты изображаешь людей именно так?

      - Знаешь, у некоторых при виде брошенной бумажки появляется желание убрать ее. Кстати, существует много профессий подобной направленности: стилисты, визажисты, кутюрье, парикмахеры, дворники, наконец. Они пытаются усовершенствовать то, что вокруг них существует, если оно несовершенно, не эстетично, коробит взгляд. Я испытываю ту же потребность: вмешаться, убрать или добавить деталь, черту, чтобы появилась гармония, все стало просто здорово.

         - Как говорил Флобер: «Художник должен уметь все возвысить».

       - Да! Именно поэтому я всегда рисую людей без очков, мне не важно, во что они одеты, какая у них прическа. Все это домысливаю сама. Но главное, когда пишешь чей-то портрет, привнести в образ те положительные, благородные черты характера, которые в силу определенных жизненных обстоятельств не были востребованы.

       - И что происходит дальше?

     - Удивительные вещи. Человек смотрит на свой портрет и преображается. Конечно, не за один раз, а со временем. Какие-то благоприятные изменения в жизни происходят обязательно! Вспоминаю историю одного молодого человека. Я была потрясена несоответствием между его характером (он был робким, болезненно застенчивым юношей, писавшим очень депрессивные стихи об одиночестве, непонятости, боявшимся даже подойти к девушке) и его профессией подрывника, требующей мужества и решительности. Я написала сразу два его портрета: на одном изобразила его поэтом-романтиком, этаким лордом Байроном, подчеркнула особую, своеобразную силу одиночества. На втором он был сильной, упорной, уверенной в себе личностью. Портреты дополняли друг друга, не враждовали, составляли одно целое. Юноша смотрел безотрывно на картины почти два часа. Он был просто ошеломлен. Примерно через год от общих знакомых я узнала, что все у него в жизни устроилось, он избавился от постоянной депрессии и неуверенности, раздвоенности, кажется, даже счастливо женился.

       - Замечательная история! Но благодаря чему произошли чудесные перемены? Ты отдала этому человеку часть своей энергии?

      - Нет. Я постаралась с помощью портретов раскрыть его собственные резервы. Ведь изначально, от природы, в человеке заложено все, просто какие-то черты таятся в глубине, боятся себя проявить. Мне нужно только перераспределить внутреннюю энергию человека. Создать некое идеальное равновесие в нем самом. Человек кажется нерешительным, но внутри него сила таится немереная. В какой-то момент она, словно джин из кувшина, может вырваться, стать бесконтрольной; неуправляемой, проявиться на более слабом. И вот тогда тихий и вроде бы слабый обидит ребенка, нахамит, унизит подчиненного, пнет собаку. Надо обязательно показать человеку его силу непременно умной и доброй.

         - Для того чтобы создавать равновесие в других, тебе самой нужно быть уравновешенной, не так ли?

       - Конечно. Я стараюсь. Мою жизнь нельзя назвать безоблачной, но у меня есть много приемов, с помощью которых я справляюсь со своими проблемами, дурным настроением. Когда мне бывает плохо, не берусь за портрет. Уединяюсь, замыкаюсь в себе, чтобы собственное, поле меня и корректировало. Делиться можно, я считаю, только радостью.

        - Почему, Наташа, портрет обладает такой колоссальной силой воздействия?

      - Я много размышляла над этим. Наверное, потому, что портрет всегда индивидуален. Пока рисую, живу только этим человеком, погружаюсь в него, пишу для него и только для него, со всеми его особенностями, пристрастиями, вкусами, но только без недостатков. Когда человек вживается в свой портрет, со временем он привыкает к новому образу, если, конечно, внутренне готов к такой работе и переменам. Однажды на Арбате я делала портрет. Кругом стояли люди. Мужчина, которого я рисовала, удивился, взглянув на мою работу: «Я же не похож!» А из толпы кто-то крикнул: «Постарайтесь стать похожим на свой портрет!»

        - Наташа, ты изначально осознавала, что портрет может влиять на человека, изменять его характер, судьбу?

      - Я сделала открытие тогда, когда мне начали говорить об этом те, кого я рисовала, их друзья и родные. Меня это удивляло, радовало. Со временем накопилось много фактов, признаний, историй. Раньше я чисто по-человечески с помощью живописи хотела поддержать человека, особенно если он был в сильной депрессии из-за одиночества или своей внешности. Я остро чувствовала, что за чуждым ему образом, маской скрывается иная суть; неосознанно, интуитивно стремилась разгадать и раскрыть ее, показать всем, прежде всего самому человеку. Теперь я уже намеренно усиливаю какие-то черты характера, специально вынимаю нечто новое и прекрасное из глубин человеческой души.

        - Все ли модели с благодарностью и пониманием принимали твои портреты?

     - Были такие, кто приходил с четким, даже жестким, сложившимся и укоренившимся представлением о себе. Люди с большим апломбом, они не доверяли профессионалам, могли указывать своим парикмахеру, косметичке, портному, как и что нужно делать. Они и мне начинали навязывать свое мнение, пытались диктовать, в какой позе я должна их изобразить, какой фон выбрать. У таких людей я не иду на поводу. Некоторые пугались и не хотели видеть себя с неожиданной стороны. Но их открывали, по-новому узнавали родные и друзья. Знакомая рассказывала, как благодаря портрету изменилось ее отношение к сестре: «Наташа, ты изобразила ее царицей. Я смотрю на ее портрет, переношу черты портрета на сестру, начинаю воспринимать ее только так - королевой или Прекрасной Дамой. Разве теперь я могу кричать на нее, ругаться, пререкаться с ней?!» Некоторые люди мне абсолютно доверяли, признавались потом, что специально заказывали портрет в надежде получить толчок извне и найти силы изменить жизнь или себя. Я писала портрет своей подруги, современной, очень деловой, рациональной женщины. Но увидела ее другой, и картина просто дышит женственностью, чувственностью, нежностью. Недавно подруга поделилась радостью: после долгого охлаждения у нее и мужа наступил второй медовый месяц. По ее признанию, портрет, который она как бы невзначай повесила в спальне, сыграл в их примирении не последнюю роль.

        - Если человек жаждет, пусть подсознательно, перемен, готов взглянуть на себя со стороны, то портрет поможет ему это сделать?

       - Еще как поможет! Как любой хороший, от чистого сердца совет, пожелание. Почему люди думают, что советы дают только словами? Есть и другие виды общения: движения, цвет... Зажатая, угловатая женщина может день за днем целенаправленно и внимательно наблюдать за кошкой и постепенно перенимать ее грацию. Со временем у женщины может измениться походка, пластика, даже внутренний мир, характер: из ершистого, колючего, он станет мягким, «пушистым». Подобные случаи известны. То же и с портретом. Человек время от времени смотрит на него и раз за разом меняется под его влиянием.

       - Мне кажется, некоторые люди боятся увидеть себя со стороны. Они понимают: это не пройдет бесследно, изменит их в чем-то, по крайней мере, заставит задуматься над своей жизнью. Шаг в неизвестность, в темную комнату - это всегда страшно.

        - Кто боится, тот его и не делает. Человек свободен в своем выборе, не так ли?

        - Ты согласна с утверждением Леонардо да Винчи, что живописец спорит и соревнуется с природой?

      - Спор, соревнование, как и вмешательство художника в жизнь своей модели, неизбежны. Истинный художник не может сделать кальку с человека. Каждый портрет - это всегда и автопортрет. В любой линии, в любом мазке - мое желание поддержать и усовершенствовать человека, мое отношение к нему, то есть часть меня. Другая часть - тот, кого я пишу, его внутренняя, потаенная сила или слабость, его собственный потенциал. Любой акт творчества напоминает акт любви. Это общий труд. Это полное единение с человеком. Создавая картину, я летаю, парю вместе с ним. А результат творчества - портрет - общий ребенок двух личностей, моей и модели.

       - Наташа, ты говорила, что у тебя почти сразу возникает идеальный образ твоей модели. А бывает, что перед тобой проходит несколько образов?

       - Да, такое случается. Тогда я делаю несколько портретов. Так у меня было с одной женщиной. Она спортсменка, лыжница, на мой взгляд, это не очень женский вид спорта. На первом портрете она еще зажатая, напряженная, не по-женски сильная. Потом я написала ее обнаженной, с мягким, робким взглядом. От третьего портрета, с которого смотрела гордая, восхитительная, утонченная дама с поволокой в глазах, утопающая в мехах, женщина не могла отвести глаз. С портретом всегда происходят странные вещи. Оказалось, что на картине моя модель невероятно похожа на свою бабушку - баронессу. «Я должна была быть такой, если бы жизнь меня так не ломала», - она не могла сдержать слез. Когда-то давно поставила себе цель - выжить, очень много работала, стала сильной, жесткой. И хотя интуитивно чувствовала чужую кожу, все же не предполагала, что глубоко в себе носит, скрывает и аристократизм, и мягкость, особый шарм богатой беспечной светской дамы. Слой за слоем я снимала с ее образа все наносное. Она и сама все дальше убирала щит, которым отгораживалась от не слишком ласкового к ней мира. Вместе мы докопались до ее сути - этакое облако в мехах, - и она стала сама собой.

        - Портрет любого художника способен перевернуть жизнь человека?

     - Сомневаюсь. Надо знать, что из себя представляет художник, насколько он формален. Можно сделать абсолютно точный портрет. Глаза, нос – все выписано, все на месте. Но как будто мертвой водой сбрызнули картину. Форма идеальная, а про душу забыли. Не «живет» портрет. Поначалу он может вызвать восторг, а потом его захочется просто убрать с глаз долой, спрятать. Чтобы портрет «дышал», художник должен смотреть на модель любящими глазами.

       - Наташа, если портрет, как ты говоришь «живет», способен воздействовать на душу человека, не может ли он повлиять на его здоровье, физическое состояние, помочь больному встать на путь исцеления?

        - Вполне реально, что такое чудо произойдет, если сам человек захочет выздороветь. Но, к сожалению - я сталкивалась с этим не раз - многие люди болеют напоказ. Им гораздо удобнее и выгоднее быть больными. Подспудно им нравится привилегированное положение слабого и несчастного. Можно ныть, капризничать, не быть ответственным за себя, свое состояние. Несмотря на громкие стенания: «Как хочется выздороветь!» они привычно лелеют в себе недуг.

        - Как ты справляешься с «болячками»?

       - Когда пишу картины, я выздоравливаю, и наоборот, чувствую себя больной, разбитой во время вынужденного перерыва в работе. Живопись – труд, но не тяжкий для меня, даже если после ночи, проведенной у мольберта, еле встаю: болит спина, затекли ноги, руки. Я полна жизненной энергии. Ощущение невероятное! Я получаю удовольствие от жизни, от работы, от общения с очень разными людьми, оттого, что могу писать их портреты, поддерживать их.

 

* * *

       Портрет для Наташи - способ, иногда единственный, узнать человека, разгадать его характер, душу, родословную. Портрет - это ее прочтение человека, не он сам, а то, как она его видит, что о нем думает. Портрет - это восхитительная, уникальная возможность для художника помочь становлению другого человека. У Натальи Баженовой есть глубокое ощущение, что такое сотворчество ей по плечу. Возможно, в этом и есть ее предназначение.

 

"Женщины-цветы Натальи Баженовой" Журнал "Каприз" № 1-2 1998

         Существует ли в нашем мире сочетание более естественное и прекрасное, чем женщины и цветы? С глубокой древности прекрасная половина человечества украшала себя цветами, поэты, воспевая красавиц, сравнивали их глаза с васильками и незабудками, белоснежную кожу – с лилиями, а румянец – с маковым цветом. Знаменитые романисты часто делали цветок символом героини. Стоит вспомнить хоты бы «Лилию долины» Бальзака или «Темный цветок» Голсуорси.

 

       …Московская художница Наталья Баженова убеждена, что душа каждой женщины – благоуханный цветок. Какой? Подчас этого не знает и сама женщина. Ни при чем тут и друидский календарь. Наташа определяет «цветок дамы», полагаясь только на свое восприятие человека. Себя на автопортрете художница изобразила в виде лотоса.

 

           - Но почему лотос? Это же чуждый России цветок, никак не сочетающийся с русским характером…

 

         - Во-первых, все мы – люди мира, а художники в особенности. Во-вторых, Египет – колыбель культуры, там начиналось все… Я серьезно интересуюсь древними религиями, мне интересны верования и культура Востока. Женщина-лотос воплощает эту культуру, аромат восточных благовоний словно исходит от нее, образ ее полон медитативной музыки, погружен в себя. Она абсолютно интровертна, но в ней есть огонь, притягивающий людей, и она сильна духом.

 

          - Ты – такая?

 

       - Я разная, как и героини моих портретов. Могу быть колючим репейником, и сложнейшим белым пионом… Но когда работаю, вижу себя лотосом.

 

        - Парапсихологи утверждают, что в твоих портретах есть некая магическая сила, энергетика, способная влиять на окружающих…

 

          - Искусство – всегда магия. А мое «чародейство» - в огромном желании помочь женщинам, чьи портреты я пишу. Часто они больны, не уверены в себе, их мучают тревоги и неприятности. Я показываю женщине, какая она на самом деле, какие цветы сформировали ее душу… И знаешь, практически у всех моих героинь потом, когда портрет написан, в жизни что-то меняется к лучшему. Они словно бы открывают в себе неизведанные силы, о которых и не подозревали.

 

          - И все-таки, как же тебе удается так точно видеть?

 

        - Я вижу сердцем, потому что люблю всех своих героинь. Ведь человека познаешь интуитивно: смотрю в глаза своей модели и вдруг ощущаю некую душевную вибрацию… Настраиваюсь на ее волну, и мы… улетаем в пространство, где по-настоящему узнаем друг друга… Словами трудно рассказать, нужно чувствовать.

 

          - Ты всегда чувствуешь единение с теми, кого пишешь?

 

        - Нет… Правда, близкого мне человека я пишу или чужого, все равно стараюсь увидеть в нем романтические, благородные черты. А они есть у всех, другое дело, что, в силу разных обстоятельств, не у всех были востребованы.

 

          - Но неужели в каждой женщине ты видишь цветок? Ведь можно такую крапиву встретить!...

 

      - Между прочим, крапива тоже цветет, и у чертополоха роскошные цветы. Но ты права, порой я иду от противоположного: изображаю женщину в виде цветка, чьи качества ей не свойственны, - и этим лечу душу. Ну, например, рисую резкую, угловатую, неуступчивую даму в виде нежного цветка: мягкий жест, расслабленный рот, сияющие глаза. Постепенно она становится похожа на свой портрет. Не думай только, что приписываю ей черты, которых нет. Просто во время сеанса создаю для модели душевный комфорт, расслабляю, даю возможность «оттаять», и в ее лице проступает все лучшее. Женские характеры разнообразны, как цветы. Но разве можно сказать, что лучше: скромная лесная незабудка или царственная гортензия? У каждой свои прелесть, обаяние, тайна. Бывает, пишу портрет на один сеанс – есть ведь цветы, которые в один день набирают силу и полностью раскрываются. А порой работаю над картиной месяцами, когда сложная, прихотливая душа приоткрывается медленно, лепесток за лепестком… Иногда все кажется ясным сразу, а увидишь модель снова – и рождается другой образ, другой цветок.

 

          - И все же, Наташа, мне не очень понятно, что значит «женщина-пион» или «женщина-роза»?

 

          - А попробуй сама объяснить или… угадать. Ну, вот тебе цветок: фиалка.

 

         - Фиалка… Жозефина, императрица Евгения. Что-то блистательное, нет?... Тогда так: женщина изысканная и нежная, полная любви и преданности, у нее синие глаза и тонкая кожа.

 

          - Теперь ирис…

 

         - Цветок модерна. Наверное, женщина, чей характер близок той эпохе. Прихотлива и капризна, умна и блестяща, живет в напряжении, равно готовая к великому счастью и безмерным горестям.

 

        - Вот видишь, как цветок дает характер?! А мне характер, душа женщины подсказывают выбор цветка. Женственность, нежность, чувственность есть в каждой, даже самой рациональной бизнес-леди. Я только усиливаю эти черты, помогая ей самой познать себя. Это как хороший совет… Или пожелание добра и счастья, идущее от чистого сердца. Пусть женщина увидит себя такой, какой могла бы или хотела быть, но пока не стала. И, может быть, она вернется к себе…

 

* * *

         Чем только не лечат нас сегодня многочисленные маги и целители: заряженной водой, амулетами и еще Бог знает чем! И почему-то никто не додумался до метода Наташи Баженовой: превратить человека в цветок и дать почувствовать жизнь цветка – прекрасную, свободную, полную радости и волшебных ароматов…          

 

"Искусство - это квинтесенция нравственности общества" Светлана Ким 

21.12.2006. Великая Эпоха (Epoch Times International) - международный информационный проект: www.epochtimes.ru

           Художник Наталия Баженова восхищается древними восточными культурами, потому что, как она утверждает, «все страны, в которых изобразительное искусство было обязательным предметом, достигли наивысшего расцвета. В Китае с детства обучали каллиграфии, и посмотрите, какая утонченная природа искусства в древнем Китае и странах Востока. Кто делал русскую культуру? Русское дворянство. В гимназиях все обязательно обязаны были рисовать двухфигурную композицию - то, что сейчас делают только в художественном училище. Я за то, что бы была всеобщая изобразительная грамотность", - говорит она.

     "Есть миф о том,- рассказала она, - что рисование - для удовольствия и этого особо не нужно, я всегда развенчиваю этот миф. Стараюсь доказать физиологическую необходимость, связь мозга, руки и глаза. И удовольствие, которое получает человек. Проводилась даже выставка     под     названием     «Альтернатива»   -   когда    рисование    и

 

удовольствие от него можно было представить, как замену наркотикам. Это и объединение людей по их интересам, и реализация себя, то есть можно сказать, что это необходимость».

 

       Наталья Баженова считает, что любой человек может научиться рисовать, и у нее есть 30 приемов, как это сделать, главное -желание.

 

       Наталья высказала такую точку зрения, что искусство – это квинтесенция нравственности общества. А о нынешнем положении современного искусства отзывается так: «Есть сейчас такая тенденция в искусстве, тенденция разрушения. В Америке есть даже живопись распада. Очень много направлений современного искусства направлено на разрушение. Мы хотим доказать обратное. В марте хотим воплотить проект, в котором через какие-то прозрения покажем путь человека, путь наверх - к красоте».

"Кризис и Солнце. Мнение: Наталья Баженова" Владимир СмышленкОв

10.02.2009. Проект Inter-view.org Беседы с интересными людьми: http://www.inter-view.org/inv/2948.htm#cmn

       Эта публикация продолжает серию интервью с творческими людьми для нового проекта. И снова у меня в собеседниках художник, яркий, светлый и, безусловно, одаренный свыше человек – Наталья Баженова. У Натальи свой, абсолютно ни на кого не похожий взгляд на мир в целом и на сложившуюся в нем ситуацию в частности. Но, несмотря на это, в ее идеях относительно мирового финансового кризиса совершенно очевидно прослеживается параллель с мыслями моего предыдущего собеседника – Никаса Сафронова, главная из которых состоит в том, что истинное искусство неподвластно никакому кризису, оно вне политики, вне моды, вне времени.

 

          С известной художницей Наташей Баженовой мы познакомились на выставке в Манеже, где она не только представляла свои работы, но также выступала в качестве эксперта-консультанта арт-фестиваля. А познакомил нас общий приятель из Нью-Йорка, который приехал специально на эту выставку. Произошло это не так давно - чуть более года назад. С тех пор мы и общаемся. Я был на многих Наташиных выставках, в её квартире-мастерской, видел её знакомых. Простой в общении, жизнерадостный, добрый человек, художник Наталья Баженова обладает удивительным свойством – притягивать огромное количество неординарных людей, которые так или иначе интересуются искусством живописи: от поэтов до академиков, от чиновников до олигархов. Наташа как солнце, вокруг которого вращаются разные планеты, причем происходит это не только в Москве, но и в любом другом городе или стране, куда она приезжает работать и делать выставки. Дети Наташи, сын и дочь, – тоже художники. Баженова не делает секрета из своих творческих приёмов и регулярно проводит мастер - классы как для художников, так и для дилетантов, «взрослых детей». Кроме всего прочего, Наташа чрезвычайно эрудированный человек, у неё прекрасная память, она знает огромное количество стихов наизусть, поэтому с ней всегда приятно и интересно общаться. Интервью позволило мне лишний раз убедиться в этом и насладиться обществом этого доброжелательного, мудрого и светлого человека.

 

* * *

           - Наташа, скажи, пожалуйста, как ты думаешь, случайно ли наступил мировой финансовый кризис?

 

         - Я думаю, что этот вопрос нужно задавать не художнику. Уверена, что рано или поздно экономический кризис должен был разразиться. Дело в том, что до финансового кризиса цены на многие товары были сильно завышены, искусственно взвинчены. К сожалению, политика таких цен царила и в сфере живописи. Аукционные игры на повышение очень сильно вредили настоящему искусству. Работы одних художников оценивались в миллионы, в то время как работы других стоили значительно дешевле. Это объясняется лишь тем, что первые больше занимались саморекламой, «пиарились» активнее, чем вторые. В результате работы менее талантливых продавались дороже, что, конечно, нонсенс! Поэтому кризис, как процесс возврата к некоторой норме, возник вполне предсказуемо. Цена товаров первой необходимости должна определяться «объективными» рыночными законами, а не произволом продавцов. Вот говорят, что картины не составляют предмета первой необходимости. Очень поверхностный взгляд, по моему мнению. Жить без живописи - всё равно что жить без музыки, а ведь в абсолютной тишине человек не может чувствовать себя комфортно. Людям необходимо утолять зрительный голод, жажду красоты. Кстати, уже научно доказано, что живопись может оказывать на зрителя лечебное, терапевтическое воздействие. В 1994 была интересная выставка под названием «Альтернатива». Художники предлагали искусство как альтернативу наркотикам. Люди принимают наркотики для того, чтобы утолить тоску по идеальному миру, по эмоциям, по людям, которые тебя понимают. После излечения человека от физической зависимости, возникающей во время применения наркотиков, остаётся «духовный вакуум». Поэтому мы с моими коллегами придумали такое понятие, как «альтернативный кайф». Ведь, по сути, живопись - это тот же наркотик, только пользы от него очень много, а вреда никакого.

 

          - А ты сама ощущаешь влияние кризиса?

 

        - Он меня никак не коснулся. Думаю, что и не коснётся: никаких накоплений у меня нет. Все заработанные деньги уходят в новые работы, выставки, буклеты, интересные поездки. Я, человек искусства, - вне времени и кризисов. Свою миссию я вижу не только в том, чтобы самой рисовать, но и в том, чтобы вовлекать в этот процесс людей, не связанных с живописью. Мной разработано свыше тридцати приёмов, которые я готова показать любому человеку, и в этот же день он сможет написать около десятка своих работ. Анализируя их, можно понять, что для автора главное, а что второстепенное, и учесть эти выводы, что, в свою очередь, поможет и в бизнесе, и в общении, и в семейной жизни. Отношение к зрительным образам очень много может рассказать о человеке! Как-то ко мне на мастер-класс пришли две девушки. Одна, с виду очень скромная и не привлекающая к себе внимания, начала рисовать смелые картины, а вторая, яркая и заметная, долго ничего не могла изобразить. Оказалось, что эта девушка боится общественного мнения.

 

          - Как влияет кризис на активность твоих покупателей, заказчиков?

 

        - Не в лучшую сторону. Недавно со мной произошёл неприятный случай. Мне был сделан крупный заказ - двадцать живописных картин большого формата. Я работала уже два месяца, как вдруг заказчик сообщил, что потерял всё и не может выкупить готовые работы. Хотя я ничего не потеряла: работы остались при мне, будут другие заказчики, которые их купят. Заказчики приходят за моими работами почти каждый день. Мне не кажется, что кризис губителен для людей искусства. Даже если работы не покупают, художник должен испытывать потребность в творчестве и продолжать работать, тогда кризис позволит ему обогатиться опытом и создать новые произведения. Кризис - это также возможность выбора пути развития. Возможность ответить на вопрос: «Кто я? Ремесленник, прогибающийся под вкусы и пристрастия заказчиков, или художник, обладающий вкусом и своим взглядом на мир?». Только в последнем случае творческому человеку есть что сказать людям – зрителям, читателям… Все художники, вне зависимости от стиля, делятся на честных и не честных. Как их отличить друг от друга? Очень просто. Сравним, к примеру, современные портреты гламурных барышень с розовыми щеками и длинными ресницами с портретами старух кисти Рембрандта. Насколько красивы эти старухи - и насколько уродливы и пошлы прелестные девушки! Вот и вся разница.

 

         - Наташа, а ты собираешься отразить тему мирового кризиса в своём искусстве?

 

         - Нет. Не собираюсь. Всё настоящее находится на дне, и поверхностные волны не должны мешать работать. Художник должен быть вне политики, вне бизнеса, вне кризисов.

 

         - Как кризис может повлиять на покупательские пристрастия?

 

         - На покупательские пристрастия уже повлиял кризис 1998 года. На тот момент многие банки купили огромное количество работ современных художников, но, когда наступил кризис, они не смогли продать эти картины. Разочаровавшись, многие стали вкладывать деньги только в известные имена или в антиквариат.

 

         - Сейчас в моде антикризисные предложения. Есть ли у тебя такие?

 

        - Всеобщая изобразительная грамотность. Смысл в том, чтобы научить человека по-иному смотреть на мир. В начале кризиса были случаи, когда миллионеры кончали жизнь самоубийством. Почему? Потому что им было стыдно за то, что они разорились и разрушили бизнес. А между тем, в сложной жизненной ситуации нужно уметь посмотреть на нее с другой стороны, сменить угол зрения, ракурс. Этому я и учу во время своих мастер-классов по арт-терапии.

 

         - Если бы у тебя была возможность обратиться к людям, что бы ты им посоветовала для того, чтобы пережить кризис?

 

         - Я бы посоветовала устроить себе день отпуска, вспомнить и проанализировать за этот день всю свою жизнь. Возможно, то, чем вы сейчас занимаетесь, это не ваше и нужно срочно сменить сферу деятельности. Возможно, есть нереализованные мечты, планы и фантазии. Человек должен найти свой уровень, область творчества, в которой ему комфортно, и что-то за это заплатить. Инвестируйте средства в самого себя, в свою культуру, в знания, в искусство, будьте Солнцем для других и тогда вы ничего не потеряете в любой кризис.

© Наталья Алексеевна Баженова  2014-2020  

                          Сайт создан на Wix.com